Автотехническая экспертиза

Автотехническая экспертиза производится в целях установления технического состояния автотранспорта, механизма дорожно-транспортных происшествий (ДТП); транспортных средств (ТС), причастных к совершению ДТП, и других обстоятельств, связанных с ДТП.
Объектами данной экспертизы являются: транспортные средства, их узлы и агрегаты.

Решаемые вопросы:

А. При исследовании транспортных средств:

1. Исправно ли данное транспортное средство (механизм, узел, деталь)? Если нет, то в чем заключается неисправность?
2. Могла ли обнаруженная неисправность повлиять на возник­новение данного ДТП? Если да, то каким образом?
3. Не находится ли установленная техническая неисправность (повреждение) в причинной связи с событием ДТП?
4. Какова техническая причина разрушения (излома) представ­ленной детали (узла)? 1
5. Когда возникла данная техническая неисправность (до ДТП, в момент ДТП или после него)? 1
6. Каково влияние данной технической неисправности на уп­равляемость транспортного средства?
7. Каким способом нанесена маркировка на представленные де­тали ТС? В каких условиях она могла быть выполнена (на заводе, вне завода)?
8. Какова первоначальная маркировка детали (узла) ТС? 2

Б. При установлении механизма дорожно-транспортного происшествия:

1. Каковы траектория и характер движения ТС и других при­частных к ДТП объектов?
2. Где находилось место столкновения, удара ТС?
3. Каков механизм данного ДТП?
4. Соответствует ли характер обнаруженных следов (на ТС, дорожном покрытии и т.п.) механизму ДТП?
5. Имел ли водитель ТС техническую возможность предотвра­тить данное ДТП?

В. При установлении обстоятельств ДТП, если водитель ТС скрылся:

1. ТС какой марки оставлены следы, обнаруженные на месте происшествия?
2. Каковы индивидуализирующие особенности ТС, оставившего следы?
3. Какие повреждения (следы) могли образоваться на ТС в результате данного ДТП?
4. Каковы возможные способы сокрытия повреждений; затраты времени на их устранение; признаки, позволяющие установить факт сокрытия повреждений (следов)?
5. Являются ли частицы, изъятые с места ДТП, частицами ла­кокрасочного покрытия ТС? Если да, то возможно ли по ним оп­ределить цвет ТС, его тип? Перекрашивалось ли ТС, сколько раз и чем? 3
6. Являются ли осколки стекла (пластмассы) частями рассеивателя; на каких ТС он устанавливается?
7. Не являются ли представленные объекты частями (облом­ками) деталей ТС? Если да, то какими именно? 4

Г. При установлении транспортного средства, подозреваемого на причастность к ДТП:

1. Имеются ли на данном ТС следы, характерные для ДТП?
2. Каков механизм образования имеющихся следов?
3. Оставлены ли данные следы объектами, поврежденными при ДТП? Если да, то какими?

Для производства автотехнической экспертизы должны быть представлены сле­дующие материалы: постановление, материалы уголовного дела; автотранспортные средства, узлы и агрегаты ТС; следы ТС на объектах, осколки, части, обломки узлов и агрегатов ТС; схемы с расположением травм пострадавших.
Неисправные агрегаты и узлы представляются без разборки, по возможности с сопряженными деталями.

1 Вопросы решаются совместно с металловедом
22 В зависимости от особенностей объектов данный вопрос решается комплексно (с участием специалистов – химиков, физиков, трасологов и автотехников).
3 Данный вопрос решается совместно со специалистом-химиком.
4 Вопрос решается совместно с трасологом.